Копирайтинг – это написание текстов с коммерческой целью. Такие тексты прямо или косвенно повышают продажи, увеличивают доверие и лояльность клиентов, создают положительный имидж компании. Виды копирайтинга:
- SEO – тексты, оптимизированные под поисковые системы;
- Технический копирайтинг – узкотематические тексты, для написания которых необходимы профильные знания;
- Информационный копирайтинг – полезный и интересный текстовый контент, задача которого – привлечь и удержать на сайте потенциальных клиентов;
- Имиджевый копирайт – помогает создать положительный образ компании или продукта;
- Продающий копирайтинг – это тексты с призывом к действию (покупке);
- Креативный копирайтинг – представляет собой написание уникальных авторских текстов;
- Рерайт – переписывание чужих текстов своими словами.
Где найти специалиста
Есть много способов получить услуги копирайтинга. Самый распространенный – биржи копирайтинга. Недорогой, но в то же время – не особенно надежный способ. На биржах не так уж много хороших специалистов, ведь оплата за работу невысока. К тому же, на большинстве бирж отсутствует серьезный отбор – зарегистрироваться может практически любой.
Второй популярный способ – обратиться к фрилансеру. Заказать копирайтинг у фрилансера будет дороже, но и качество работы будет повыше. Во фрилансеры чаще идут опытные копирайтеры, которым не интересны задачи на биржах за низкую оплату. Но шанс наткнуться на плохого специалиста все еще есть.
Копирайт-бюро – это группа опытных специалистов, работающих вместе. Все специалисты проходят отбор, при необходимости обучаются. За качество текстов из студии копирайтинга можно не опасаться – оно будет стабильным. Это оптимальный вариант по соотношению цены и качества.
Маркетинговые агентства. Туда берут только проверенных копирайтеров, которые подходят под строгие критерии. Но и цены за услуги копирайтинга будут высокими.
Также можно сотрудничать с топовыми копирайтерами в частном порядке, но это большие деньги. Таким исполнителям можно доверить практически любую задачу и получить отличный результат.
Фрилансер или студия – что выбрать
Главная дилемма заказчика – обратиться в компанию или к частному лицу. Оба варианта имеют достоинства и недостатки.
Плюсы работы с фрилансером:
- Как правило, это дешевле. Исключение – топовые копирайтеры;
- Быстрый старт – большинство фрилансеров работает без договора и прочих документов. Исключение формальностей ускоряет процесс – исполнитель сразу же берется за текст, и заказчик получает свою работу сравнительно быстро;
- Фрилансера можно переучить под свои требования. Особенно, если предстоит писать о проекте, требующем глубокого погружения.
Минусы работы с фрилансером:
- Сложно найти подходящего копирайтера. Который разбирался бы именно в нужной теме, умел соблюдать сроки и был приятен по-человечески. Найти просто профессионала мало.
- Это риск, ведь даже самый порядочный исполнитель в неподходящий момент может просто пропасть из-за непредвиденных жизненных обстоятельств. Работа же с агентством исключает такие риски.
- Отсутствие доработки редактором. Сотрудничество заказчика и фрилансера чаще всего не подразумевает участия других специалистов. Между тем любой текст, даже от талантливого копирайтера, нуждается в редактуре и фактчекинге.
Также заказчики отмечают, что копирайтеры-фрилансеры нередко не придерживаются ТЗ, игнорируя некоторые пункты.
Плюсы агентства копирайтинга:
- Стабильность качества. Над контентом работает обученная и опытная команда специалистов, он проходит все необходимые стадии проверки.
- Четко соблюдается ТЗ, все нюансы согласуются и оговариваются заранее;
- Есть гарантии, так как агентству важна репутация. Обязательно заключается договор, учитываются все правки от заказчика, соблюдаются дедлайны. Агентства заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве.
- Можно сэкономить время – не нужно заниматься поиском автора, коммуникацией, проверкой текстов и так далее.
Из недостатков копирайтинг-агентств можно назвать:
- Цену за услуги. Обычно расценки намного выше, чем у фрилансеров. Но это полностью оправдано – заказчик получает готовую работу высокого качества в нужные сроки;
- Обремененность графиком работы, тогда как фрилансер бывает на связи и в нерабочее время (вечер, выходные, праздники) и может оперативно среагировать в случае необходимости.
Если решено обратиться к фрилансеру, стоит искать специалиста по рекомендациям. Если же достойных кандидатов на примете нет, лучше не рисковать и заказать копирайтинг в агентстве.
Сколько стоят услуги копирайтинга и за что такие деньги
Цена на копирайт зависит от многих факторов. Снижают стоимость:
- Наличие четкого ТЗ с указанием рекомендуемых источников;
- Адекватные сроки.
Повышают стоимость:
- Сжатые сроки – повышают стоимость задания в 1,5 раза;
- Отсутствие ТЗ – в таком случае копирайтеру нужно разработать его самостоятельно, а это допработа;
- Изменение ТЗ в последний момент – когда часть работы уже сделана.
Стоимость копирайтинга также зависит от сложности темы. Чем более узкая и непопулярная тема, тем дороже будет текст. Найти профильного специалиста с хорошим слогом очень сложно, поэтому поступают обычно так:
- Широкопрофильный копирайтер собирает информацию и пишет базовый текст;
- Текст отдают техническому копирайтеру на доработку и уточнение;
- Снова передают копирайтеру – для литературной обработки.
Все это значительно удорожает конечный материал.
В среднем минимальная стоимость у разных копирайтеров такая:
- Рерайт, описания – от 100 руб/1000 символов;
- SEO, SMM – от 200 руб/1000 символов;
- Колумнисты, пресс-релизы, спичрайтеры, анонсы, новости, обзоры – от 300 руб/1000 символов;
- Бизнес-копирайтинг – от 400 руб/1000 символов.
Качественный копирайтинг – непростая работа, она не может стоить дешево. Достаточно взглянуть на этапы рабочего процесса.
Этапы работы копирайтера
Подготовка технического задания – если оно не было задано заказчиком. ТЗ отвечает на вопросы – каковы задачи текста, кто целевая аудитория, какой должен быть тон повествования.
Сбор материалов – самостоятельный либо с участием заказчика. Источниками могут служить печатные, видео и аудио материалы, а также беседы с экспертами. При этом источники не просто переписываются, но и грамотно сопоставляются, доносятся понятным и близким для целевой аудитории языком.
Составление структуры – скелета – текста. Этот этап также может согласовываться с заказчиком.
Собственно написание текста.
Вычитка и редактирование – хороший копирайтер обязательно перепроверит текст минимум через сутки после написания. Так будет проще заметить ошибки. Некоторые копирайтеры работают вместе с корректором.
Утверждение материалов – заказчик либо принимает работу, либо отправляет ее на доработку. В последнем случае копирайтер вносит необходимые правки.
Как выбрать копирайтера
Помимо рекомендаций и отзывов, при выборе копирайтера нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Есть ли в специалисте дотошность. Она может проявляться по-разному: перфекционизм, одержимость какой-либо темой, открытый интерес к работе. Такой копирайтер будет задавать много вопросов и подходить к каждому проекту с энтузиазмом – ведь везде можно найти что-то интересное. Дотошность обеспечивает вовлеченность специалиста и защищает его от эмоционального выгорания и автоматической работы.
- Опыт – сколько лет специалист провел в профессии и развивал ли при этом свои навыки. Можно писать 5 лет одно и то же, а можно 3 года – но пробовать разное.
- Профиль – узкий или широкий. Есть копирайтеры-универсалы, которые могут неплохо разобраться в любой теме. А есть профильные специалисты – с соответствующим образованием. Какой именно подходит, будет зависеть от конкретного проекта.
- Сильные стороны. Кто-то хорош в завлекающих рассылках, кто-то – в постах, кто-то – в увлекательных лонгридах. Каждый копирайтер имеет свою сильную сторону в работе.
- Портфолио – подборка лучших работ копирайтера.
- Сопроводительное письмо. Его наличие – большой плюс, оно дает представление о стиле и о личности автора.
- Образование – где специалист учился профессии. Причем сертификаты курсов – не всегда показатель, так как нельзя научить писать – это дано или нет. Можно лишь научить технически – как оформить текст, составить заголовок и т.д. Важнее – страсть к чтению как художественной, так и образовательной литературы.
- Отношение к критике и правкам. Некоторые копирайтеры не правят, а отдают свой текст в распоряжение заказчика. Другие – правят несколько раз бесплатно, далее – за деньги. Этот момент стоит узнать заранее.
- Оплата за работу – чтобы удовлетворяла и заказчика, и исполнителя. Есть такие варианты: ставка за символы, почасовая ставка, оплата за готовый результат.